С момента образования Государственного предприятия «Навоийуран» приоритетом было развитие системы управления человеческими ресурсами, включая разработку стратегии обеспечения квалифицированной рабочей силой и эффективного управления. Реализуя эту стратегию, госпредприятие «Навоиюран» сокращает пробелы в квалификации сотрудников и развивает внутренние таланты. Программа развития предоставляет возможности для обучения и роста, способствуя вовлечению и удержанию сотрудников.
В рамках дорожной карты “Развитие управленческого персонала” и программы развития, разработанной совместно с Korn Ferry (США), планируется инициировать процессы развития управленческого персонала и подготовки кадрового резерва. Компания планирует утвердить новую организационную структуру и внедрить дорожную карту до начала первого квартала 2024 года. Дорожная карта включает в себя мероприятия по оценке сотрудников на 52 должностях, включая руководящие должности, и еще 36 должностей планируется оценить. Оценка проводится отделом кадров совместно с консалтинговой службой и проектным офисом с использованием методологии Hay Group (Грейдинг). Разработаны профили руководящих должностей и успешности сотрудников.
Комплексное диагностическое тестирование кадровой службы выявляет сильные и слабые стороны и области, требующие улучшения, что помогает обеспечить соответствие кадровой практики стратегическим целям Компании и повышает эффективность и удовлетворенность сотрудников. На основании результатов диагностики были проведены анализ и оценка управленческих должностей (менеджеры уровня GD, GD-1), должностей прямого подчинения и стратегически важных должностей, а также должностей функциональных руководителей (32 должности уровня GD-2). Даны рекомендации по совершенствованию функций должностей, методов их формирования и инструментов оценки.
В рамках дорожной карты разработан план приоритетных действий, включающий следующие инициативы, с акцентом на экологические и социальные аспекты:
- Преобразование организационной структуры отдела кадров: повышение эффективности управления персоналом для улучшения экологических и социальных условий труда.
- Реинжиниринг бизнес-процессов управления персоналом: оптимизация процессов с целью снижения воздействия на окружающую среду и улучшения условий труда.
- Разработка ИТ-архитектуры отдела кадров: внедрение экологически чистых и энергоэффективных ИТ-решений.
- Развитие кадровых компетенций внутренних сотрудников: Обучение и повышение квалификации сотрудников с акцентом на устойчивое развитие и экологическую ответственность.
- План найма персонала: Привлечение специалистов, ориентированных на экологически чистые технологии и социальную ответственность.
- Совершенствование процесса кадрового планирования: Учет экологических и социальных аспектов при планировании потребностей в рабочей силе.
- Развитие проактивного поиска и подбора персонала: Поиск сотрудников, которые поддерживают ценности устойчивого развития и социальной ответственности.
- Разработка и внедрение подхода к адаптации персонала различных категорий: Создание программ адаптации с учетом экологических и социальных стандартов.
- Определение стратегии вознаграждения: Включение принципов экологической и социальной ответственности в систему вознаграждения и мотивации персонала.
- Оценка должностей и построение системы оценивания: определение ценности должности с помощью факторного анализа с учетом экологических и социальных критериев.
- Разработка общей системы вознаграждения: Создание системы вознаграждения, поддерживающей стратегию устойчивого развития.
- Формирование профилей успеха для всех категорий персонала: Создание и внедрение модели компетенций с акцентом на экологическую и социальную ответственность.
- Разработка программ развития лидерских качеств: Разработка программ по воспитанию лидеров, которые могут руководить с учетом экологических и социальных соображений.
Согласно одной из инициатив, в рамках подготовки кадрового резерва по профессии инженер планируется выявить квалифицированных сотрудников в структурных подразделениях (на 1-ю должность резервируется не менее двух человек), затем они включаются в кадровый резерв и проходят стажировку в установленном порядке.
Гендерный состав работников на 2022-2023 годы
Регион | Постоянные сотрудники | Временные сотрудники | ||||||
2022 | 2023 | 2022 | 2023 | |||||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
Навои | 310 | 102 | 345 | 111 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Зафарабад, Нурота, ГЭП | 4,575 | 415 | 4,964 | 424 | 61 | 41 | 67 | 33 |
Учкудук, Букантау | 1,369 | 139 | 1,452 | 138 | 1 | 10 | 2 | 10 |
Другие (Нурабад, Ташкент, Зирабулак) | 1,182 | 164 | 1,243 | 161 | — | — | 1 | 3 |
Все | 7,436 | 820 | 8,004 | 834 | 63 | 53 | 71 | 49 |
На конец 2023 года в госпредприятии «Навоийуран» работало 8 958 человек, из которых 883 были женщинами. Мужчины составляют 90% рабочей силы, что отражает традиционное доминирование мужчин в горнодобывающей промышленности. Однако Предприятие активно работает над устранением гендерных барьеров и продвижением инициатив в области разнообразия и инклюзивности.
Основу рабочей силы составляют постоянные сотрудники, численность которых достигла 8838 человек, в том числе 834 женщины, что на 7% больше, чем в 2022 году. Для краткосрочных проектов привлекаются временные сотрудники, количество которых увеличилось на 4% и составило 120 человек. Общий прирост персонала составил 5%.
Эти меры не только способствуют стабильности и непрерывности производственных процессов, но и оказывают положительное влияние на социальную устойчивость, создавая рабочие места и обеспечивая равные возможности для всех сотрудников.
Количество и возраст сотрудников, принятых на работу в 2023 году
Регион | <30 лет | 30-50 лет | 50< лет | |||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
Навои | 16 | 3 | 33 | 8 | 2 | 1 |
Зафарабад, Нурота, ГЭП | 349 | 8 | 304 | 13 | 13 | 1 |
Учкудук, Букантау | 81 | 1 | 87 | 1 | 4 | — |
Другие (Нурабад, Ташкент, Зирабулак) | 40 | 3 | 88 | 11 | 11 | 1 |
Все | 486 | 15 | 512 | 33 | 30 | 3 |
Согласно внутренней отчетности Компании, общая численность персонала, участвующего в процессе найма, сократилась более чем на 80% по сравнению с 2022 годом из-за низкой ротации персонала. Однако молодые работники часто привносят свежие взгляды, инновационные идеи и технологическую подкованность, что может повысить производительность и конкурентоспособность.
Количество уволенных сотрудников в 2023 году
Регион | <30 лет | 30-50 лет | 50< лет | |||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
Навои | 5 | 1 | 10 | 1 | 1 | — |
Зафарабад, Нурота, ГЭП | 116 | 13 | 129 | 9 | 26 | 1 |
Учкудук, Букантау | 17 | 2 | 44 | — | 25 | — |
Другие (Нурабад, Ташкент, Зирабулак) | 14 | — | 29 | 4 | 29 | 7 |
Все | 152 | 16 | 212 | 14 | 81 | 8 |
Число уволенных сотрудников в 2023 году составило 483 человека, большинство из которых были мужчинами в возрасте до 50 лет, а текучесть кадров в Компании составила более 5,7%. Увольнение молодых сотрудников из Компании произошло по целому ряду причин, включая проблемы с производительностью, реструктуризацию, несоответствие квалификации и нарушения трудовой дисциплины.
Основной краткосрочной задачей, поставленной перед предприятием, является внедрение автоматизированной системы учета кадровых данных (ERP), которая позволит оптимизировать и централизовать кадровые процессы, упростив управление данными о сотрудниках, отслеживание информации о персонале и формирование отчетов.